Луис Уэйн: человек, который рисовал кошек

Более ста лет назад один человек по имени Луис Уэйн своими причудливыми изображениями антропоморфных кошек превратил ловцов мышей в любимых питомцев Великобритании. Его милые котята и необычные табби, иногда нарисованные чёрной тушью, иногда – неоновыми красками, бросали друг в друга снежки, играли в покер, пили бренди и устраивали всевозможные шалости. Они появлялись в книгах, журналах и на открытках по всей викторианской Англии.

Трагичная история этого художника рассказывается в фильме “Кошачьи миры Луиса Уэйна”, главную роль в котором исполнил двукратный номинант на премию “Оскар” Бенедикт Камбербэтч.

в фильме “Кошачьи миры Луиса Уэйна” главную роль исполнил двукратный номинант на премию “Оскар” Бенедикт Камбербэтч

“Кошачьи миры Луиса Уэйна” // Financial Times

“Он сделал кошку своей, – сказал однажды писатель-фантаст, автор романа “Война миров”, Герберт Джордж Уэллс. – Он изобрёл кошачий стиль, кошачье общество, целый кошачий мир. Британские кошки, которые не выглядят и не живут как кошки Луиса Уэйна, стыдятся самих себя".

Несмотря на свою огромную популярность, Уэйн умер в 1939 году в возрасте 79 лет почти без гроша в кармане в психиатрической больнице. К середине XX века художник был почти полностью забыт.

“Он был, в некотором роде, трагическим героем”, – рассказывал изданию The Post Дэвид Лак, архивариус Бетлемского музея разума, расположенного в больнице, где некоторое время находился художник. Теперь в самой зловещей психиатрической клинике, как её часто называют, проходят целые выставки работ Луиса Уэйна. “Он был человеком, который изо всех сил старался жить так, как хотел жить, создавать те работы, которые хотел создавать. И это сильно сказалось на нём", – сказал Лак.

Луис Уэйн был человеком, который изо всех сил старался жить так, как хотел

Луис Уэйн // BBC

Уэйн родился в 1860 году. Застенчивый и чувствительный, он был старшим ребёнком в семье английского торговца текстилем и матери-француженки. Когда его отец умер в 1880 году, 20-летний Уэйн внезапно оказался вынужден обеспечивать свою мать и пять младших сестер. Юноша обладал очевидным талантом к изобразительному искусству – держа карандаши сразу в обеих руках, он мог очень быстро делать наброски того, что видел вокруг себя. Так он начал продавать свои зарисовки природы лондонским газетам.

В 23 года он влюбился в гувернантку своих сестер и любительницу кошек Эмили Мари Ричардсон, в 1884 году они поженились (что вызвало большой скандал из-за низкого социального положения невесты). Вскоре после свадьбы у Эмили был обнаружен неизлечимый вид рака груди. Чтобы подбодрить любимую, Уэйн начал писать для неё картинки с изображением их котёнка Питера.

"Питер был её постоянным спутником, – писал Уэйн в своем дневнике. – Его гений украсил многие печальные часы и облегчил многие тяготы".

Жена была восхищена тем, насколько очаровательными получались у художника рисунки кошек. Она убедила Луиса продавать изображения прессе. Так, в 1886 году газета “Иллюстрейтед Лондон Ньюс” заказала у молодого человека тематическую полосу с котятами для своего рождественского выпуска. Это произвело сенсацию: вскоре Уэйн стал делать рисунки кошек для книг, газет, журналов, открыток и многого другого.

Искусство Уэйна попало в нужное время. “Викторианцы особенно любили собак, поскольку они, казалось, воплощали в себе такие ценности, как преданность, верность и доверие, – говорит Джейн Хэмлетт, профессор Лондонского университета Ройял Холлоуэй. – В то время, как кошки, которые часто ассоциировались с ведьмами и чаровницами, "считались хитрыми и иногда воспринимались с подозрением".

Искусство Уэйна в изображении кошек попало в нужное время

Вечеринка в честь дня рождения // Etsy

"Вопрос о том, способствовал ли Уэйн популяризации кошки, как домашнего животного, является своего рода проблемой курицы и яйца", – рассказала The Post историк Стефани Говард-Смит. – Звезда кошки была на подъёме в викторианской Британии – первая выставка кошек прошла в Лондоне в 1871 году... В 1872 году производитель собачьего корма Джеймс Спратт оформил патент на производство кошачьего печенья. Кошки стали появляться в популярных мемуарах о домашних животных... и на семейных фотографиях".

Работа была очень плодотворной – художник мог создавать до 600 изображений кошек за год. Часто он творил, находясь в общественных местах: вдохновением Луиса становились окружающие его люди, которых автор срисовывал в виде антропоморфных кошек. "Очень часто рисунки создавались для того, чтобы улыбнуться над поведением людей. Он также написал несколько политических сатирических карикатур. Например, Уинстона Черчилля в виде кошки. Но всё это было очень мягко, без вызова", – рассказывает Колин Гейл, директор Бетлемского музея разума.

Очень часто рисунки создавались для того, чтобы улыбнуться над поведением людей

Рождественские колядки // Smithsonian Magazine

Несмотря на весь свой успех, Уэйн переживал тяжёлые времена. В 1887 году умерла его жена. Он направил свое горе в искусство – а оно становилось все более красочным, более детальным, более сюрреалистичным и абстрактным. Художник никогда не защищал свои работы авторским правом и не заработал ни пенни на многочисленных репродукциях своих иллюстраций. Со временем он становился все более параноидальным и неуравновешенным, и в 1924 году его семья признала его сумасшедшим.

Год спустя один книготорговец обнаружил Уэйна пишущим свои работы в палате для нищих психиатрической больницы Спрингфилда. Мужчина устроил скандал из-за несправедливого обращения с настоящим национальным героем. Он основал Фонд Луиса Уэйна, чтобы помочь собрать деньги на перевод художника из мрачного Спрингфилда в более комфортабельный Бетлем (от названия этой больницы произошло слово "бедлам"). В поддержку инициативы выступили такие известные личности, как писатель Герберт Джордж Уэллс и даже король Георг V.

Последние дни Уэйна не были такими трагичными. По словам Дэвида Лака, к художнику часто приходили посетители, а больницы, в которых он лежал, предоставляли мужчине художественные принадлежности и даже кошек. Он продолжал создавать и продавать коммерческие иллюстрации, наряду с изображением более экспериментальных психоделических кошек. Свои работы он передавал сёстрам во время их визитов. Серия из этих работ художника часто используется в учебниках по психиатрии, как пример отслеживания состояния пациентов с психическими заболеваниями. На самом деле, так как художник не датировал свои иллюстрации, у специалистов нет доказательств того, что работы действительно располагаются в хронологическом порядке.

Серия из этих работ художника часто используется в учебниках по психиатрии для отслеживания состояния пациентов с психическими заболеваниями

Серия работ Луиса // Пикабу

За последние 10 лет работы Луиса были заново открыты лондонскими дилерами, а среди его коллекционеров – музыкант Ник Кейв и художница Трейси Эмин.

"Его работы – галлюцинаторные, райские, непосредственно-искренние, насыщенные, добрые, тёплые, экстатические, – сказал художник Дэвид Тибет в интервью The Post, отвечая на вопрос о привлекательности Уэйна. – Он видел кошек так, как ни один другой художник не видел до или после него. Он полностью жил в мире, который называл Catland (перевод – “Страна кошек”), или Pussydom (перевод – “Королевство кошечек”) – в идеальном раю мурлык, где кошки вечно играют, в великолепных ярких цветах".

15 апреля 2022
Статья была полезна?
Комментарии


Чтобы читать дальше, войдите в аккаунтПара секунд, и вы продолжите чтение!
Group 2Combined ShapePath 82Combined ShapeCombined ShapeGroup