Таким образом, первой основной ошибкой владельцев собак можно считать отсутствие представления о дрессировке или наличие неверного представления об этом благородном деле.
Чтобы не допустить такой ошибки и чтобы не пришлось исправлять ее, необходимо перед тем, как начинать дрессировать свою собаку, прочитать несколько книг про эту самую дрессировку. Это если, конечно, владелец планирует обучать свою собаку самостоятельно.
Если же владелец занимается с собакой на дрессировочной площадке, т. е. в школе для собак или в индивидуальном порядке под руководством инструктора, то в этом случае с ошибками проще: ошибками считается невыполнение рекомендаций инструктора или выполнение рекомендаций, не полностью соответствующее оригиналу. Мотайте на ус. Кстати, прочитать пару книг о дрессировке также не возбраняется.
Довольно часто владельцы не придают должного значения рекомендациям специалистов, считая их, например, чрезмерными или слишком сложными. Нередко, полагаясь на свой здравый смысл или мнение соседа, упрощают их.
Так, несмотря на очевидную ценность рекомендации о создании заинтересованности собаки в дрессировке, лишь небольшая часть владельцев ответственно подходит к собачьим интересам. А если собаке неинтересны (т. е. не важны для нее) занятия с дрессировщиком, то она плохо запоминает навыки или не запоминает их вовсе. А зачем запоминать то, что не интересно и не важно?! Вспомните себя любимых в школе!
Что значит заинтересовать собаку? Это значит вызвать у нее жгучее желание в совершении действия или не менее жгучее желание в обладании результатом действия. А для этого необходимо создать у собаки соответствующие потребности и мотивации. Но и не только создать, но и поддерживать на нужном уровне. Например, если владелец использует пищу в качестве подкрепления, то собака должна испытывать собачий голод. То есть до такой степени должна быть голодна, что за гранулу корма будет готова пойти в огонь и в воду.
То, что в книгах описывают как «лакомство», часто не обладает необходимой ценностью для собаки. Без лакомства прожить можно!
Это же касается и игровой потребности. Использовать ее в дрессировке эффективно только тогда, когда собака на игрушку и игру с хозяином променяет всех собак на свете!
Если заинтересованность в подкреплении невысока, то и действие, которое приводит к такому подкреплению, не важно для собаки.
Кстати, занятия по дрессировке необходимо прекращать, как только интерес собаки к подкреплению падает.
Следующей частой ошибкой владельцев является злоупотребление аверсивными воздействиями на собаку. Аверсивными, чтоб вы знали, называют воздействия, вызывающие у собаки дискомфортное состояние или боль.
Принуждение собаки к действию вообще и при помощи аверсивных воздействий в частности вызывает у собаки отрицательные эмоции и страх. А боль, отрицательные эмоции и состояние страха не нравятся никому. Команды, подаваемые владельцем, навыки, место, где проходит дрессировка, со временем связываются с отрицательными эмоциями, и у собаки пропадает всяческое желание взаимодействовать с владельцем. А если обучаться неприятно и страшно, то и обучаться не хочется. Учтите это.
Ошибкой считается заниматься как слишком много и слишком часто, так и слишком мало и слишком редко. Можно заниматься каждый день, но понемногу. Можно заниматься через день, тогда продолжительность занятий следует увеличить. Но сама по себе собака воспитанной не становится, ее надо воспитывать.
Продолжительность занятия? Занятие длится до тех пор, пока собака сохраняет внимание и интерес, пока у нее есть желание заниматься с вами этой самой дрессировкой. Лучше всего придерживаться такого режима: пару минут скучные занятия – пару минут веселый перерыв. И снова: пара минут занятий – пара минут перерыв.
Нельзя длительно повторять одно и то же упражнение. От однообразия собаки устают так же, как и люди.
Часто владельцы слишком рано перестают пользоваться поводком как средством контроля поведения. Это приводит к тому, что собаки быстро понимают, что при отстегнутом поводке власть хозяина прекращается. Правильней выделить три этапа формирования навыка: на коротком поводке, на поводке средней длины и на поводке длиной 10 м. Поводок следует отстегивать только тогда, когда на длинном поводке собака гарантированно выполнят команды.
Многие владельцы многократно повторяют команду и используют угрожающую интонацию команд. Поверьте, собаки прекрасно понимают, что главное – это последствия слов, а вовсе не слова. Подавайте одну команду в приказном тоне, но обязательно добейтесь выполнения. Тогда в следующий раз собака будет знать, что ее ждет.
И не следует нарушать обобщенный алгоритм научения: от простого к сложному и от общего к частному!
Удачи!